Силаганова Жанна Александровна педагог - психолог
За год до школы...Памятка для родителейКогда начинать готовить к школе? Одни считают, что надо начинать готовить малыша с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, на воспитателя детского сада.Готовность к школе - это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать успешными учениками. Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи могут стать существенным тормозом в учебной деятельности. Ребенка считают неготовым к школе, если он: настроен исключительно на игру; недостаточно самостоятелен; чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; имеет серьезные нарушения речевого развития; не умеет общаться со сверстниками, не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.Обычно, когда говорят о "школьной" готовности ребенка, имеют в виду не только его интеллектуальное развитие, но и психологическую подготовку. С первого дня школы от детей ожидают усвоения сложных социальных правил в классе. Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении баланса между сотрудничеством и соперничеством, отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием. В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых: сделать приятное, принести пользу, сохранить положительные взаимоотношения с взрослыми, детьми.Учите ребенка не теряться, когда его критикуют или дразнят. В школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. Поэтому дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы ребенок понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на низкую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома вы понимаете его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите ребенка сообщать о своих желаниях словами, учите обращаться за помощью к взрослому или сверстнику.Приучайте ребенка работать самостоятельно, чтобы он не требовал постоянного внимания и поощрения от взрослого. Ведь на уроке учитель не сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат. Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Чередуйте в течение дня спокойную работу за столом с подвижными играми. Так ребенок привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда он будет способен и в школе дождаться перемены.С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д. К 6 – 7 годам у ребенка должны быть сформированы такие понятия, как "надо", "можно", "нельзя", которые помогают ему управлять своим поведением. Надо убрать игрушки, почистить зубы и т. п. - это активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи и т. п. - эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. "Можно" формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых формируется дисциплинированность и ответственность: "Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (выучишь уроки)" и т. д. Ребенок уже может "захотеть и не заплакать", "не хотеть, но сделать", "захотеть и понять, потом выучить или сделать". Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение.Чтобы сформировать у ребенка волевые качества, приучайте его выполнять любые бытовые поручения или учебные задания следующим образом:
Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца. Ребенок должен стремиться к хорошему результату, а не просто как может. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля. 18 июня 2020 в 18:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.